Сигналы и жесты мотоциклистов: какие есть и что значат — Bajaj — официальный дилер в Москве

Сигналы и жесты мотоциклистов: какие есть и что значат

У владельцев мотоциклов есть условные жесты, которыми можно поприветствовать друг друга или о чем-то предупредить. Например, указать на выключенную фару или сообщить, что впереди пост ГИБДД. 

Расскажем, какими сигналами и жестами пользуются в России.

Официальные жесты из ПДД

В правилах (пункт 8.1) указаны три жеста. Их рекомендуется подавать, если поворотники и стоп-сигнал не работают:. 

  • поворот налево — прямая левая рука вытянута влево;
  • поворот направо — левая рука вытянута влево параллельно дороге, согнута в локте под прямым углом вверх. Или правая рука вытянута вправо;
  • остановка — прямая левая или правая рука поднята вверх перпендикулярно дороге. 

Показывать эти жесты можно, даже если поворотники и стоп-сигнал работают. Например, когда видимость плохая — чтобы другой участник движения точно их заметил и приготовился к вашему маневру.

Поворот налево

Поворот направо

Неформальные жесты мотоциклистов

Есть несколько общепринятых жестов, которые понимают в разных странах. Условно их можно разделить на три группы: приветствия, сигналы при движении в группе и прочие жесты.

Приветствия

Есть красивая история о том, что байкерское приветствие придумали братья Дэвидсон в 1904 году. Правда это или нет — неизвестно. Но у многих, кто выезжает на дорогу на двухколесном транспорте, принято приветствовать друг друга. Делают это везде, где повстречается собрат-мотоциклист: на парковке, заправке, стоя на светофоре или прямо во время езды. 

В странах с правосторонним движением приветствие на ходу почти всегда выполняется левой рукой. Правая контролирует газ, поэтому ее нельзя убирать с рукояти. Также байкер, едущий навстречу, просто не заметит жест правой рукой — его скроет ваш мотоцикл. 

Самое распространенное приветствие — прямая или согнутая в локте левая рука отводится влево примерно на уровне плеча. Положение пальцев при этом может быть разным:

  • ладонь выпрямлена;
  • указательный и средний палец показывают V;
  • ладонь сжата в кулак с отведенным большим пальцем. 

Разницы в значениях у этих вариантов нет, да и на скорости такие детали не все заметят. Поэтому можно использовать любой способ. 

Менее распространенные варианты приветствия

  • Левая рука направлена вниз, под углом примерно 45° к земле, ладонь повернута к земле или к другому байкеру. Это традиционный «привет» для владельцев чопперов и круизеров вроде Bajaj Avenger 220 Cruise с расслабленной посадкой. Если здороваться совсем по канону, то указательным и средним пальцами нужно еще показывать V. 
  • Левая рука вперед, ладонью к другому байкеру или вниз. Обычно так здороваются владельцы спортбайков, поскольку в полулежачем положении отводить руку вбок опасно. Ладонь приподнимают от рукоятки на 10-20 см, чтобы жест был виден собрату.

При движении в группе

Этот набор нужно знать, если вы собираетесь путешествовать с другими мотоциклистами или даже в паре. Подавать сигналы в группе может как ведущий, так и другой участник группы. 

Вот самые популярные жесты:: 

  • Поворот налево: левая рука вытянута влево параллельно земле.
  • Поворот направо: левая рука вытянута влево, от плеча до локтя параллельно земле, предплечье смотрит вверх.
  • Остановка: левая рука вытянута влево, локоть согнут, преплечье и пальцы смотрят вниз, ладонь направлена назад. 
  • Едем медленнее: левая рука отводится влево и делает движение сверху вниз, сгибаясь в плече. Ладонь направлена вниз. 
  • Едем быстрее: левая рука отводится влево и делает движение снизу вверх, сгибаясь в локте. Ладонь направлена вверх. 
  • Помеха на дороге: если по левую сторону — показывается левой рукой указательным пальцем, если по правую сторону — отставленной от подножки правой ногой. 
  • Едем в один или в два ряда: левая рука поднята над головой с одним или двумя пальцам. 
  • Впереди ДПС: левая рука похлопывает по шлему сверху. 
  • Нужно заправиться: левая рука отводится влево и показывает на бензобак. 
  • Проезжай: взмах левой рукой вперед с выставленным указательным пальцем. 

В группах, где у участников разный уровень подготовки, обычно используют только основные знаки. Но кроме них существуют и другие жесты, которыми можно сообщить больше информации. Их обычно используют в сложившихся группах, участники которых часто ездят вместе.

Прочие сигналы

Сигнал из этой категории можно показать как другому мотоциклисту, так и автомобилисту. 

  • Опасность на дороге. Если по левую сторону — левую руку отводят под углом вниз и отставляют указательный палец. Если справа — правую ногу отставляют с подножки. 
  • Включи фару (показывают встречному водителю): левый кулак выставляют вперед, пальцы разжимают и сжимают несколько раз. 
  • Разрешение обогнать: взмахивают левой рукой вперед, ладонь прямая или сжата в кулак, а указательный палец отставлен. 
  • Благодарность (например, после обгона или за место): правую ногу отставляют в сторону. Или поднимают вверх руку со сжатым кулаком или отставленным большим пальцем. В плотном трафике, когда вы сразу не уезжаете далеко вперед, можно просто кивнуть головой, поднять прямую ладонь от руля или мигнуть аварийкой.

Остановка

Едем медленнее

Впереди ДПС

Опасность на дороге

Включи фару

Кратко

На практике байкеры чаще всего используются жесты приветствия и благодарности за уступленное место в потоке — все остальные сигналы применяются редко. 

При плохой видимости, на скользкой дороге или высокой скорости жесты лучше не показывать: отрывать руки от руля опасно.