Питбайк и мотоцикл: чем отличаются и что выбрать — Bajaj — официальный дилер в Москве

Питбайк и мотоцикл: чем отличаются и что выбрать

Мотоцикл чаще всего берут как более практичную альтернативу легковой машине, а питбайк — для покатушек по бездорожью или профессионального спорта. Расскажем, чем они фактически отличаются и что лучше купить.

Юридически

Мотоцикл — это транспорт. Чтобы управлять им, нужны права. Еще при покупке на мотоцикл выдается паспорт транспортного средства (ПТС) — его может спросить инспектор ГИБДД при проверке документов. 

Питбайк — это спортинвентарь, как велосипед или лыжи, поэтому ездить на нем можно без прав. ПТС на питбайк не выдается, поэтому на нем нельзя выезжать на автомобильные дороги. За нарушение правила можно получить штраф до 15 000 ₽.

Есть и исключение — питбайки с ПТС. Они считаются транспортом, как и мотоциклы. От обычных они отличаются расширенной комплектацией: у них есть площадка под госномер, зеркала заднего вида, поворотники, фара, стоп-сигнал и звуковой сигнал. Узнать, есть ли у питбайка ПТС, можно у дилера.

Пример питбайка с ПТС — BSE Z3: на нем можно ездить как по автомобильным дорогам, так и по бездорожью

Регистрация

Мотоцикл с объемом двигателя больше 50 кубов нужно зарегистрировать в ГИБДД в течение 10 дней после покупки. Для этого нужно пройти техосмотр и оформить ОСАГО. 

Питбайк нигде регистрируют, техосмотр тоже проходить не нужно.

Страховка

На мотоцикл нужно оформить страховку. Это можно сделать онлайн или в офисе страховой компании. 

Цена страховки зависит от кубатуры мотора, возраста и стажа владельца и региона. Например, страховка для среднекубатурного городского байка Bajaj Dominar 250 стоит 2500–3000 ₽. Если выехать без страховки, можно получить штраф 500–800 ₽ (статья 12.37 КоАП). 

На питбайк страховка не нужна. По желанию его можно застраховать от кражи, как имущество. 

По характеристикам

Мотоцикл крупнее, тяжелее, мощнее, быстрее ездит и может проехать намного дальше на одной заправке. У питбайков больше клиренс и ходы подвесок. Дальше мы подробнее рассмотрим все отличия.

Объем двигателя

На мотоциклы ставят двигатели объемом от 50 до 1000 кубов. У большинства скутеров объем мотора 125–250 кубов, а у городских байков — 250–500 кубов.

Поскольку мотоциклам не нужно много ехать на пониженной передаче, крутящий момент у них обычно смещен в сторону средних оборотов

У питбайков объем двигателя меньше. У большинства моделей стоят моторы по 125–200 кубов. Более объемные двигатели — 250–450 кубов — встречаются у профессиональных питбайков для мотокросса и эндуро. Поскольку долго ездить на одной скорости на бездорожье не нужно, передачи у питбайков короткие, а крутящий момент смещен в сторону высоких оборотов. Это позволяет долго ехать на пониженной передаче, пробираясь через грязь, а также быстрее разгоняться.

Объем бака и запас хода

У мотоциклов запас хода обычно от 200 км, чтобы их можно было использовать в качестве основного транспорта. Некоторые модели могут проехать до 400–450 км на одной заправке. 

Питбайки предназначены для экстрима и гонок, поэтому у большинства питбайков маленький бак. При езде по сухой ровной грунтовке запаса хода хватит до 120–150 км хода, по пересеченке — на 50–80 км, а по глубокой грязи — еще меньше.

Габариты

Размеры мотоцикла зависят от его класса и мощности. Малокубатурные скутеры, даже двухместные, обычно около 1.8 м в длину. Городские мотоциклы — в среднем 2.1 м. Самые длинные — круизеры и чопперы: более 2.1–2.2 м из-за отставленной вперед вилки и расслабленной посадки на сиденье. 

Высота по седлу у большинства мотоциклов в пределах 90–95 см. Колесная база зависит от класса: у легкого скутера она может быть 1.2 м, чтобы легче поворачивать, а у тяжелого чоппера — доходить до 1.8 м. 

Питбайкам важна маневренность, поэтому почти все модели компактные — 1.6–2 м. Пассажирское место на них не предусмотрено, багажник тоже. Колесная база у 125–150-кубовых питбайков редко превышает 120 см, а у 250-кубовых в среднем 130–135 см.

Высота по седлу у питбайка меньше, чем у среднего мотоцикла: обычно около 80–85 см. Поскольку на бездорожье маршрут часто поворачивает, далекий обзор для райдера не столь важен. Зато за счет невысокой посадки центр тяжести тоже находится ниже, благодаря чему байком проще управлять. А поскольку ноги райдера свободно достают до земли, он может отталкиваться на поворотах и в грязи.

Небольшие размеры и расстояние между колесами позволяют питбайку резко поворачивать

Клиренс

Поскольку мотоцикл ездит по автомобильной асфальтированной дороге, большой клиренс ему не нужен. У городских мотоциклов клиренс 15–16 см. У спортбайков меньше: 13–14 см. У моделей для легкого бездорожья, вроде Bajaj Boxer BM 150X, клиренс может доходить до 19 см. 

Клиренс большинства питбайков — 27 см. Такой большой просвет нужен, чтобы оставлять под днищем препятствия, которые встречаются на бездорожье.

Колеса

Размер колес у мотоциклов зависит от класса. Например, у скутеров это обычно небольшие, но широкие колеса диаметром до 13–14 дюймов. А у большинства городских байков 17-дюймовые колеса. Рисунок протектора обычно дорожный, для ровного асфальта. 

У питбайков диаметр колес тоже зависит от класса, а еще от кубатуры двигателя. У малокубатурных питбайков колеса обычно по 12 дюймов спереди и 10 дюймов сзади. У более мощных моделей колеса крупнее, самый распространенный размер — 17/14 дюймов. Самые крупные покрышки — у кроссовых байков: 21/18 дюймов. 

Рисунок протектора у любого питбайка внедорожный. Грунтозацепы высокие и расположены не только по центру покрышки, но и сбоку, чтобы сохранить сцепление при резком повороте.

Подвеска

Поскольку мотоциклы ездят по ровному асфальту, мягкие длинноходовые подвески им не нужны. Поэтому у большинства мотоциклов и спереди, и сзади стоят подвески с коротким ходом, зачастую без регулировки. Настройка есть у более дорогих и мощных моделей. 

Для питбайка идеальная управляемость вторична, а на первое место выходит комфорт райдера при прыжках и быстрой езде по кочкам. Поэтому на питбайки любого класса ставятся длинноходовые подвески. Регулировки нет только у самых простых питбайков.

Комплектация

Комплектация мотоцикла зависит от модели, ее цены и назначения. Например, у простых дорожных байков вроде Bajaj Boxer 100 ES обычно есть электростартер, площадка под багажник и защита цепи. У городских моделей вроде Bajaj Pulsar N250 добавляется ABS, ветровой щиток, более информативная и крупная приборная панель. А у туристических мотоциклов и чопперов в комплектацию могут входить обогревы ручек и сидений, кофры, круиз-контроль и даже аудиосистема.

Приборная панель Bajaj Pulsar N250

В комплектации питбайка есть только базовый минимум, чтобы максимально уменьшить вес. В стандартный набор входит фара и электростартер. У некоторых моделей добавляется защита рук, счетчик моточасов, щиток для крепления номера.

Кратко

Для поездок по автомобильным дорогам подойдет мотоцикл, для экстрима на бездорожье — питбайк. Если хочется совмещать, можно купить питбайк с ПТС — на нём можно выезжать на обычные дороги, если есть мотоциклетные права.