Мотоциклы зимой: как хранить, можно ли ездить? — Bajaj — официальный дилер в Москве

Мотоциклы зимой: как хранить, можно ли ездить?

Когда птицы начинают лететь на юг, заядлые мотоциклисты с грустью вздыхают: ведь приближается время, когда и байки мигрируют в теплые гаражи. И выкатить обратно их предстоит лишь спустя несколько месяцев. 

Мы подготовили подробный обзор, раскрывающий три вопроса: можно ли ездить на мотоцикле зимой, как подготовить его для таких заездов, и как законсервировать байк до весны, если кататься по морозу вы не планируете. 

Можно ли ездить на мотоцикле зимой

Нет закона, который запрещал бы езду на байке зимой. Однако некоторые мотоциклисты все-таки загоняют железных коней в гаражи с наступлением холодов, потому что: 

  • дороги часто бывают скользкими — а значит, тормозной путь длиннее, маневрировать сложнее, а шанс упасть выше;
  • холодно, и это вопрос не только комфорта: замерзшие пальцы рук и ступни хуже слушаются райдера;
  • придется покупать зимнюю резину (на скутеры и эндуро-мотоциклы резина в продаже есть, а вот на другие байки ее придется поискать);
  • для зимы придется покупать более теплую экипировку, а это дополнительные траты;
  • из-за снега и короткого светового дня видимость будет хуже;
  • из-за скользких дорог, сильного ветра и плохой видимости притопить на байке уже получится вряд ли, да и резво маневрировать в плотной пробке тоже будет сложнее — а значит, любимые преимущества мотоциклистов будут не так сильно ощущаться.

Как подготовить мотоцикл к зимней езде

Если перечисленные выше нюансы вас не пугают, перед наступлением холодов вам нужно подготовить байк для зимней езды. 

Топливная система

С ней стоит поработать еще до наступления холодов, потому что внутри может образоваться конденсат. Топливную систему целиком надо промыть и продуть. 

Если зимой вы будете делать большие перерывы в заездах (например, на неделю), и байк в это время будет находиться в минусовой температуре — бак желательно держать полным, чтобы на «свободных» внутренних стенках не появился конденсат.  

Свечи

Зимой желательно возить собой запасную свечу, хранящуюся в сухом тепле (в кармане или в сумке среди вещей). А лучше вообще поменять свечи. Для зимы можно взять «холодные» или «горячие». «Холодные» дольше прогреваются, но и дольше остывают — они хороши для мощного двигателя и для дальних поездок. «Горячие» — наоборот: греются и остывают быстро. Их стоит ставить для коротких заездов или двигателей небольшого объема.      

Масло

Посмотрите, на какие температуры рассчитаны масла, которые сейчас залиты в двигатель, КПП и амортизаторы. Если в ваших регионах зимы более холодные — масло стоит заменить на менее вязкое. 

Аккумулятор

Зимой аккумулятор работает в экстремальных условиях, особенно если байк вам понадобится для коротких поездок, а хранить его между поездками вы будете в холодном месте. 

Идеальное решение — купить новый аккумулятор повышенной емкости (особенно если вы планируете устанавливать дополнительный свет и подогревы ручек и сиденья). Если вы оставляете старую АКБ — с помощью ареометра нужно проверить плотность электролита. При температуре проверки от +15 до +25 показатель должен быть не ниже 1.25 г/см³. 

Если у мотоцикла будут долгие простои (например, на новогодние каникулы вы пару недель точно не будете садиться на байк) — АКБ желательно снять и занести в помещение. Не обязательно хранить его при комнатной температуре, но он не должен оставаться и на морозе: подойдут тамбур, подвал или застекленный балкон. 

Дополнительная смазка

Все подвижные и все резиновые и пластиковые детали — тросики, подшипники, втулки, разъемы, резиновые колпачки — нужно смазать. Подойдет силиконовая смазка-спрей. Она нужна, чтобы резина не задубела и не деформировалась на морозе. 

Еще можно нанести водоотталкивающий спрей на сиденье, чтобы его обивка не потрескалась и не покрылась коркой льда. 

Покрышки и давление в шинах

Нет универсальной резины, которая одинаково хорошо проедет и по пухлому снегу, и по мокрому асфальту, и по толстому льду. Поэтому лучше всего понять, по каким дорогам вы будете кататься чаще всего, и выбрать резину под них. 

Разные типы протектора на зимней дороге ведут себя по-разному: 

  1. Шипованный — безопасен на льду. Но в глубокий снег колесо будет зарываться, а на асфальте — скользить. 
  2. Гоночный и протектор для мокрой дороги — хорош для мокрого асфальта. 
  3. Протектор с крупным рисунком — будет хорош и для снега, и для асфальта. 

Если вы знаете, что лед на дорогах будет — лучше поискать специальную шипованную резину для мотокросса. Она имеет крупный рисунок протектора и короткие, толстые и не очень частые шипы. Правда, и стоит недешево: за 1 колесо придется отдать не меньше 10 тысяч рублей. 

Кроме покрышек, у колес можно изменить давление. Зимой его обычно немного снижают — так колесо будет лучше сцепляться с дорогой. 

Дополнительная комплектация

Вот без чего кататься зимой в нашем климате почти нереально: 

  • Ветрозащита. Нужны: ветровое стекло или щиток (да повыше), чехлы на руль и защита ног до коленей. Все это нужно потому, что от встречного ветра через 5-10 минут руки и ноги можно отморозить даже в самом теплом костюме. 
  • Подогрев. Нужны ручки с обогревом и накладка на сиденье. Греть сиденье постоянно не обязательно: можно включать обогрев только перед тем, как сядете на байк. 
  • Освещение. Поскольку зимой световой день короче, плюс обзору может мешать метущий снег — желательно поставить более мощные лампочки, либо установить дополнительный свет. 
  • Светоотражатели. Нужны, чтобы сделать байк заметнее. Только помните, что по ПДД светоотражатели спереди могут быть только белыми, сзади — только красными, а сбоку — только оранжевыми. 
  • Вольтметр. Поскольку мы нагружаем аккумулятор дополнительным светом и обогревом — нужно следить, чтобы он не сел. Вольтметр втыкается в прикуриватель или напрямую к бортовой электросети и выводится на руль. Он сможет предупредить вас, если напряжение будет падать. 

Экипировка

Зимняя мотоэкипировка должна решать две задачи: 

Согревать. Если на градуснике ниже 0, каждые 5 км/ч скорости будут ощущаться еще на 1 градус холоднее. То есть, если за окном бодрящий морозец в -10°, и вы неспешно едете на 50 км/ч — чувствовать будете все -20°. Поэтому покупаем экипировку с запасом по минимальной температуре, и обязательно поддеваем термобелье и термоноски. 

Защищать. На зимних дорогах выше шанс упасть или столкнуться с чем-то (и из-за льда, и из-за худшей видимости). Поэтому если летом вы можете кататься в одном шлеме и обычной куртке, без «черепахи» и наколенников — то зимой без них на дорогу лучше не выезжать. 

Шлем

В мороз визор может обмерзать и запотевать из-за дыхания, поэтому дешевые шлема подходят плохо. Что должно быть у хорошего шлема, чтобы безопасно кататься зимой: 

  • Подогрев. Возможно, в южных регионах зимой можно обойтись и без него, но в остальной части страны — вряд ли. Подогрев может быть как только на визоре (от запотевания защитит, но не согреет), так и по периметру шлема. 
  • Двойное стекло (дороже, но лучше) или специальная пленка против запотевания (дешевле, но хуже, особенно для сильных морозов и долгих поездок). 
  • Съемная подстежка, чтобы периодически доставать ее и стирать. 

Если среди мотоциклетных шлемов не найдется подходящего — можно выбрать снегоходный: они как раз изначально предназначены для зимнего катания.

Как хранить мотоцикл зимой

Если кататься зимой вы не собираетесь, с окончанием сезона мотоциклы нужно правильно законсервировать. Главная задача — сделать так, чтобы металлические части не заржавели, резиновые не потрескались, не деформировались и не утратили эластичности, незамеченная грязь не превратилась в окаменелый трудноудаляемый налет, аккумулятор полностью не сел, а шланги не лопнули от конденсата. 

Дальше — подробности. 

Где хранить

Самый главный вопрос, от которого зависит, насколько серьезно действовать по всем следующим пунктам. Рассмотрим самые распространенные варианты.

Улица (например, возле частного дома). Платить не нужно, байк всегда под боком, но готовиться к зиме будет сложнее всего. Если в вашем регионе морозы затяжные, и долго держатся ниже -20° — лучше такие эксперименты не проводить, потому что может пострадать и топливная система, и колеса, и аккумулятор, и сиденье. А если консервировать байк неаккуратно, то и резиновые и пластиковые детали. 

Неотапливаемое место (гараж, балкон, стоянка, контейнер). Даже если температура тут будет опускаться ниже нуля — она все равно будет выше, чем на улице, плюс на байк не будет попадать снег и дождь. Аренда места на стоянке или простого гаража обойдется в несколько тысяч рублей в месяц.

Отапливаемое помещение (паркинг, гараж, тамбур частного дома, теплый склад). Идеальный вариант, и по консервации можно будет обойтись самым минимумом. Если своего места нет — можно скооперироваться с другим мотовладельцем, и снять отапливаемый склад, бокс или гараж. 

Поскольку часто кататься на место хранения не обязательно, можно искать его аренду подальше, но подешевле (актуально для Москвы, Питера и для тех, кто живет в центрах крупных городов). 

Мойка и сушка

Если оставить грязный байк на пару месяцев, на нем могут вырасти окаменелые куски, которые потом будет долго отскребать. Также они могут повредить и обшивку, и какие-то мелкие детали, если нарастут вокруг них. Поэтому перед консервацией байк обязательно моют и тщательно сушат. 

Аккумулятор

Идеальный вариант независимо от места и условий хранения — снять, занести в помещение с плюсовой температурой и каждые месяц-два подзаряжать (только хранить возле источника тепла). Перед первым запуском еще раз проверяем заряд и подзаряжаем по необходимости. 

Если неохота этим заниматься, и если байк стоит в тепле — с АКБ можно просто скинуть клеммы и проверить ее заряд уже в начале сезона. 

Чехол

Стоит обязательно натягивать, если вы ставите байк на улице — чтобы мотоцикл не занесло снегом и не замочило дождем. В остальных случаях тоже можно, чтобы байк не запылился и на него не положили глаз посторонние люди. 

Обойтись без укрытия стоит, если помещение неотапливаемое и имеет хорошую вентиляцию. В этом случае чехол будет только мешать высыханию влаги, которая может появляться на байке из-за конденсации. 

И прежде чем натягивать — убедитесь, что чехол и мотоцикл сухие! Иначе плотная непромокаемая ткань создаст внутри парниковый эффект, что только ускорит появление ржавчины. 

Колеса

Под постоянным давлением пары сотен килограмм резина может деформироваться. Чтобы этого не произошло, есть такие варианты: 

  1. Приходить раз в 1-2 недели и немного перекатывать байк — чтобы давление всю зиму приходилось не на одни и те же участки покрышек.
  2. Вывесить мотоцикл (сделать так, чтобы оба колеса не касались поверхности), и немного спустить колеса (спорный пункт: в инструкциях к некоторым байкам наоборот пишут, что давление при вывешивании должно оставаться нормальным). Проще всего — поставить байк на центральный подкат. 
  3. Подвесить байк за раму, а колеса снять и занести в теплое место (если сам байк хранится в холодном). Идеальный вариант для резины, поскольку от холодной температуры она может покрыться микротрещинами, которые ускорят ее износ. Актуально, если покрышки у вас новые и дорогие, или просто если есть место, где можно их хранить (отапливаемый балкон, тамбур, кладовка). 

Вообще в комментариях на мотофорумах нередко пишут, что зимой при температуре около нуля с колесами вообще ничего не обязательно делать — достаточно поставить байк на боковую подножку или на центральный подкат. Это объясняют тем, что любая резина все равно служит не дольше 5 лет, а при активной езде ее вообще хватает на 2-3 сезона. 

Смазка

Если мотоцикл будет храниться в неотапливаемом месте, важно смазать цепи, рычаги, переключатели, лапки, замки и тросы. В идеале — разобрать каждый узел, удалить старую смазку, смазать и собрать. Если времени, желания или навыков нет — можно смазать цепь и залить смазку туда, куда можно достать без разборки. 

Кроме металла, смазка нужна и резине, иначе она может потрескаться или задубеть и потерять упругость. Подойдет силиконовая смазка (но не идеально, поскольку плохо впитывается резиной, и в начале сезона ее придется оттирать) или спецсредства для смягчения резины. 

Технические жидкости

А точнее масло и антифриз. 

Насчет масла на форумах споры идут нешуточные: одни говорят, что менять его перед консервацией надо, вторые — что и так нормально. Аргументы «за» — что масло со временем распадается, и что в маслосистеме может быть эмульсия, и при минусовой температуре она может замерзнуть. Наш совет такой: если вы будете держать мотоцикл в холодном месте хотите защитить его по-максимуму — меняйте. 

Такой же совет и насчет антифриза (если у вас байк не с воздушным охлаждением). В теплом сухом месте с ним ничего не будет, даже если в системе охлаждения залита дистиллированная вода. А вот перед зимовкой в холодном месте антифриз желательно либо заменить, либо проверить его плотность. 

Глушитель

Затыкаем его тряпкой, а сверху надеваем пакет и фиксируем хомутом — чтобы внутри не собирался конденсат. 

Бензобак

Действия с ним зависят от материала, из которого сделан бак.

Если он металлический — внутрь нужно долить бензин (можно АИ-92) до верха. Также можно добавить специальный стабилизатор, но это необязательно. Долить бензин важно, чтобы предотвратить коррозию: если бак будет пустым или не до конца заполненным, на свободной металлической поверхности может выпасть конденсат, а из-за него — появится ржавчина, которая затем пойдет в топливную систему. 

С пластиковым баком все проще: ржавчина в нем не образуется, а значит, и бояться нечего — можно оставить его как есть. Чтобы упростить первый запуск двигателя весной, перед ним можно долить в бензобак свежего АИ-95 (потому что старое топливо будет распадаться на фракции, и чисто на нем мотор может уже и не запуститься). 

Свечи

Выкручиваем каждую и капаем в цилиндр по чайной ложке того масла, которое залито в двигатель, чтобы внутри цилиндр не окислялся. Затем возвращаем свечи обратно и несколько раз прокручиваем коленвал, чтобы стенки цилиндра смазались получше. 

Есть и другой вариант: свечи на зимовку вообще вытащить, а отверстия заткнуть промасленными тряпками.

Подводим итог

Насколько серьезно подходить к консервации мотоцикла — зависит от длительности простоя, «суровости» зимы, а также температуры, влажности и вентиляции в месте хранения. Часто мотовладельцы ограничиваются снятием аккумулятора, вывешиванием и проверкой масла и антифриза, а если хранят байк в теплом месте — то не всегда делают и это. Мы перечислили все стадии подготовки для ознакомления, но это не значит, что мотоцикл не перенесет зиму, если вы пропустите часть рекомендаций.