Как подготовить мотоцикл к зимнему хранению — Bajaj — официальный дилер в Москве

Как подготовить мотоцикл к зимнему хранению

Теоретически ездить на мотоцикле зимой можно. Но на практике так мало кто делает, и поэтому байки на несколько месяцев отправляются зимовать. Задача владельца — правильно законсервировать мотоцикл, чтобы за несколько месяцев его состояние не испортилось. 

Расскажем, как подготовить байк к зимнему хранению по шагам.

1. Выбрать место для хранения

Его нужно оценивать по двум факторам: микроклимат и безопасность.

Микроклимат. Влажность и перепады между минусовой и плюсовой температурой приводят к тому, что на металлических поверхностях конденсируются капли влаги. А если нет нормальной вентиляции, эта влага не высыхает и появляется ржавчина. Поэтому хорошо, если в помещении будет вентиляция и стабильная плюсовая температура. А если нужно условий нет — мотоцикл  нужно защищать по всем пунктам из статьи. 

Безопасность. Идеальная добыча для угонщика — обычный железный (или даже кирпичный) гараж в большом кооперативе, где из охраны только сторож, люди не знают друг друга и приходят нечасто. Поэтому важно позаботиться о мерах безопасности: видеонаблюдении, сигнализации, охране. 

Вот где можно хранить байк: 

  • Балкон. Этот вариант хорош тем, что мотоцикл всегда под боком и его точно не украдут. Зато байк займет полезную площадь. 
  • Гараж на приусадебном участке. Хороший вариант с точки зрения безопасности: его всегда можно проверить, и угонщики с меньшей вероятностью рискнут лезть на жилую территорию. Даже если гараж не отапливаемый и без вентиляции, его можно периодически проветривать. 
  • Платная закрытая парковка. Лучше, чем балкон или неотапливаемый гараж в кооперативе: на парковке есть охрана, видеонаблюдение и поддерживается стабильная плюсовая температура. Есть и минус: это не бесплатно, и гарантий сохранности никто не даст. Цены за парковочное место начинаются от 1500-2000 рублей в месяц. 
  • Мотосервис или площадка мотодилера. Самый лучший вариант: теплое вентилируемое помещение, всегда под присмотром. Площадка несет ответственность за сохранность байка. Хранение обойдется в 1500-2000 рублей — цена зависит от региона и размера мотоцикла. А еще на мотосервисе можно платно законсервировать байк — не придется готовить его к зиме самостоятельно.

Зимой лучше всего хранить мотоцикл в мотосервисе

Хранение байка на балконе

2. Помыть мотоцикл

Мыть байк перед консервацией нужно, чтобы: 

  • не испачкаться при выполнении следующих шагов;
  • заметить дефекты, которые можно пропустить под слоем грязи;
  • смыть грязь —  за несколько месяцев она затвердеет, а в новый сезон может отколоться и повредить деталь, на которой наросла. 

После мытья мотоцикл нужно высушить. Если стоит теплая сухая погода, можно проехаться на большой скорости, чтобы остатки воды выдуло и высушило встречным потоком воздуха. Альтернативный вариант — продуть труднодоступные места воздухом из компрессора.

3. Отполировать корпус

Пункт для тех, кому важен красивый внешний вид байка.

За зиму части, покрытые лаком, могут помутнеть. Чтобы этого не произошло, их нужно отполировать. Сделать это можно либо на автомойке, либо самостоятельно с помощью полироли. Если не полениться и отполировать обшивку, после зимы будет достаточно протереть байк влажной тряпкой — и он заблестит как новенький.

Тщательная мойка мотоцикла

4. Проверить, нет ли повреждений

Ищем следы ржавчины и сколы на металле. Ржавчину нужно зачистить и обработать антикором, иначе ее очаги за зиму разрастутся. Сколы краски нужно зачистить и закрасить — на голом металле может появиться ржавчина. А погнутости нужно осмотреть: нет ли на них трещин, повреждений ЛКП, ржавчины. 

Также проверяем состояние: 

  • проводки — нет ли повреждений изоляции (трещин, отслоений, отверстий, оголения проводки);
  • тросиков — нет ли перегибов и следов ударов;
  • резиновых шлангов — не сухие ли они, нет ли трещин, перегибов. 

Если повреждения есть, их нужно устранить самостоятельно или на СТО. Сделать это можно и при расконсервации, но влага и минусовая температура за несколько месяцев усугубят проблему.

Технический осмотр мотоцикла перед сезонным хранением

5. Снять аккумулятор

Если аккумулятор разрядится полностью, его реальная емкость уменьшится. А старая или недорогая батарея вообще может выйти из строя за зиму. 

Вот из-за чего АКБ может разрядиться за время простоя:

  • постоянно включенная сигнализации или противоугонная систеа, которая питается от аккумулятора;
  • утечки тока — например, если где-то перетерся провод и на этом месте конденсируется влага. 

Даже если АКБ нормально перенесет полный разряд, после зимовки она не даст завести двигатель с электростартера. Придется либо заводиться кикстартером, либо заряжать аккумулятор специальным зарядным устройством. 

Поэтому, чтобы батарея нормально перезимовала, ее лучше снять и оставить храниться в сухом месте с плюсовой температурой. Если в самом гараже сухо и без минуса — аккумулятор можно просто отсоединить от всех потребителей и оставить в гнезде.

Снимите аккумулятор и храните в теплом помещении

6. Смазать

Во время мытья смывается и старая смазка. Ее нужно обновить, чтобы сберечь детали от рассыхания. 

Вот что нужно смазать: 

  • Цепь — специальной смазкой или трансмиссионным маслом. 
  • Замки зажигания, сиденья, бензобака — силиконовой или универсальной смазкой. Ее нужно нанести на ключ, несколько раз вставить его в замок, провернуть и достать. 
  • Лапки КПП и заднего тормоза, боковую и центральную подставки, рычаги тормоза и сцепления — молибденовой или графитовой смазкой. Эти детали нужно снять, почистить, смазать и установить обратно. 

Резинки и патрубки: грипсы, «рубашки» тросиков и проводов, демпферы ведомой звезды, патрубок карбюратора, виброгасители руля, сальники колесных подшипников, пыльники и манжеты вилки и амортизаторов — смазать специальной смазкой для резиновых деталей или чернителем резины. В крайнем случае — силиконовой смазкой.

Смажьте цепь

7. Заменить или проверить технические жидкости

Речь про масло, антифриз и тормозную жидкость.

Масло в двигателе

В интернете часто советуют менять масло перед консервацией. Но за несколько месяцев простоя оно может окислиться. Поэтому заливать свежее масло логичнее в начале сезона.

Антифриз

Если у байка воздушно-жидкостное охлаждение или температура в помещении будет опускаться ниже нуля — нужно проверить плотность антифриза или просто заменить его на новый. Это важно, потому что старый антифриз может замерзнуть в сильный мороз и может разорвать шланги в радиаторе, помпе или блоке двигателя. 

Вот что нужно для замены антифриза: 

  1. Дать двигателю остыть, если байк только что ездил. 
  2. Открыть заливную горловину, чтобы в системе охлаждения не создавалось разрежения — оно помешает жидкости сливаться.
  3. Подставить под сливное отверстие широкую емкость для старой жидкости. Объем сливаемого антифриза зависит от двигателя: например, в 400-кубовом Bajaj Dominar циркулирует около 1 л жидкости.
  4. Открыть сливное отверстие и дать жидкости вытечь. Мотоцикл нужно покачать, чтобы она вытекла из удаленных участков.
  5. Если неизвестно, какой антифриз был залит, и как давно его меняли — систему нужно промыть. Для этого сливное отверстие закрывается, и через заливную горловину система заполняется дистиллированной водой. Затем мотор запускается, прогревается до рабочей температуры и глушится. После остывания радиатора воду снова сливают и смотрят на ее чистоту. Если вода не изменила цвет — можно переходить к следующему шагу. Если вода изменила оттенок или виден осадок — нужно промывать систему, пока вода не станет чистой.
  6. Закрыть сливное отверстие. 
  7. Влить жидкость до горловины.
  8. Завести двигатель и прогреть до рабочей температуры.
  9. Заглушить двигатель, дать радиатору остыть и проверить уровень охлаждающей жидкости. Если он уменьшился — долить.

Тормозная жидкость

Менять тормозную жидкость перед консервацией не обязательно. 

Но нужно обратить внимание на влажность в помещении. Тормозная жидкость гигроскопична — то есть, активно впитывает влагу. Если в гараже нет нормальной вентиляции и температура будет меняться с минусовой на плюсовую — скорее всего, за зиму из-за конденсата ТЖ впитает много влаги. Поэтому если по регламенту до замены еще далеко, лучше установить напоминание в смартфоне, что заменить жидкость нужно раньше.

Слейте старую охлаждающую жидкость

Промойте систему охлаждения двигателя

Заполните систему свежим антифризом

8. Подготовить топливную систему

За зиму бензин, особенно не очень качественный, может давать осадок. Поэтому перед консервацией нужно подготовить бензобак, цилиндры и карбюратор.

Защитить бензобак

Внутри металлического бензобака из-за конденсата может появиться ржавчина. Она отваливается  от стенок, попадет в топливную систему и может ее засорить. Поэтому в неотапливаемом и влажном помещении металлический бак обязательно нужно полностью заправить. 

С пластиковым бензобаком ржавчина не грозит, поэтому заливать его под завязку не нужно. 

Еще в любом случае можно добавить стабилизатор топлива, чтобы оно не дало осадок. После заливки стабилизатора нужно завести двигатель и дать ему поработать хотя бы минуту.

Капнуть масла в цилиндр

Чем хуже условия хранения (выше влажность, нет вентиляции, перепады температур с минусовой на плюсовую) — тем важнее этот пункт. Он нужен, чтобы цилиндры и поршневые кольца не заржавели. 

Последовательность действий:

  1. Выкрутить свечу. 
  2. Набрать в шприц 5-20 мл моторного масла. 
  3. Впрыснуть масло через свечное отверстие — сделать это нужно для каждого цилиндра. 
  4. Несколько раз прокрутить коленвал стартером, чтобы масло покрыло стенки цилиндра. 
  5. Установить свечи обратно. 

Если байк будет храниться в сухом и теплом гараже, а к свечам сложно подобраться, пункт можно пропустить.

Добавьте в топливо стабилизатор — это предотвратит образование осадка

Капните масла в каждый цилиндр — это защитит их от коррозии

Слить или выработать топливо (только для карбюраторов)

За время простоя бензин будет испаряться, распадаться на фракции, и появится осадок из тяжелых смол. Из-за этого запорная игла топливного крана может залипнуть. Особенно высок риск залипания, если бензин плохого качества. 

Как результат, завести мотоцикл после зимы будет сложно. Придется открывать карбюратор и расхаживать клапан вручную или даже менять иглу. Как вариант, по карбюратору можно постучать, если повезет — запорная игла отлипнет. Но такой вариант «ремонта» опасен, так как можно переусердствовать и повредить карбюратор. 

Чтобы выработать топливо из карбюратора, нужно закрыть топливный кран и дать двигателю поработать на холостом ходу, пока он не заглохнет сам. Альтернативный вариант — слить бензин из карбюратора через дренаж. Но на некоторых моделях к сливу сложно добраться, не снимая других деталей. Например, если байк старый и раньше топливо из карбюратора никто не сливал — дренажный винт может просто не сдвинуться с места, а если переусердствовать, его можно повредить.

9. Установить байк на центральную подножку или вывесить

После долгой стоянки на одном месте шины могут деформироваться. Чтобы снизить нагрузку на шины и подвеску, мотоцикл нужно поднять над землей. Сделать это можно двумя способами: 

  • Центральная подножка. Если ее нет в базовой комплектации — можно купить и установить ее дополнительно. 
  • Подкат. Это конструкция из труб, на которую байк устанавливается под заднюю ось и вилку. Цена пары подкатов (для двух колес) начинается от 8000-9000 рублей. 

Если центральной подножки нет, а подкат нашелся только один и не хочется тратиться на покупку второго — можно вывесить только заднее колесо. Но в этом случае нужно хотя бы раз в месяц приходить на место хранения и вращать переднее, чтобы мотоцикл не стоял всю зиму на одной и той же части покрышки.

10. Проверить давление в шинах

Что именно делать с давлением — зависит от того, будет ли вывешиваться байк.

Мотоподкат под колесо

Если оба колеса вывешиваются

Давление можно спустить на 20-50% от нормы. Это делается, чтобы с ниппелем не было проблем, и он не начал пропускать — потому что со снижением температуры воздух становится плотнее, и повышается атмосферное давление.

Если колеса (или одно из них) не вывешиваются

Если мотоцикл простоит несколько месяцев на приспущенных колесах, особенно в мороз — в месте контакта с поверхностью нарушится геометрия шины. Из-за этого при езде появится вибрация, ухудшится управление, а также увеличится шанс разбортировки колеса. 

Поэтому камеру нужно докачать до рабочего давления, или даже немного его превысить. Это делается, чтобы покрышка, на которую будет давить масса байка, не деформировалась.

Проверьте давление в шинах

11. Закрыть выхлопное отверстие

Если этого не сделать, воздух будет попадать внутрь через трубу и доходить до двигателя. При перепадах температур с минусовой до плюсовой из воздуха будет конденсироваться влага и скапливаться внутри мотора. Большого вреда она не нанесет, но после зимы завести двигатель будет сложнее. 

Поэтому выхлопное отверстие лучше заткнуть промасленной тряпкой или обернуть полиэтиленом.

12. Защитить от грызунов

Мыши и крысы могут погрызть проводку, покрышки и даже пластиковую обшивку. 

Поэтому если есть подозрение, что в помещении бегают грызуны, и байк не вывешивается — нужно опрыскать перечисленные поверхности специальной жидкостью (например, Liqui Moly Marder Schutz Spray или Presto) или расставить ловушки.

13. Накрыть чехлом

Чехол должен быть вентилируемый, чтобы влага испарялась с мотоцикла, а не конденсировалась на нем. Поэтому чехлы из синтетики или полиэтилена не подходят — лучше брать из хлопка или льна.

Кратко

Мотоцикл лучше хранить в сухом помещении со стабильной плюсовой температурой. Перед зимовкой нужно помыть и просушить байк; зачистить и закрасить ржавчину; смазать цепь, подвижные и резиновые детали; снять аккумулятор; защитить топливную систему от появления осадка и закрыть выхлопное отверстие. А после подготовки — накрыть воздухопроницаемым чехлом и поставить на подножку или подкаты.

Защитный спрей от грызунов Liqui Moly Marder Schutz Spray

Накройте мотоцикл чехлом