Мотоциклы не так уж часто угоняют в России: по статистике, за год крадут чуть больше тысячи единиц двухколесного транспорта. Но вероятность выйти на парковку и не обнаружить свой байк все-таки существует, особенно если это современная и дорогая модель.
Расскажем, как защитить мотоцикл от угона разными способами.
Почему угнать мотоцикл проще, чем автомобиль
Автомобиль можно угнать, только если завести его и уехать. Мотоцикл же угнать намного проще: он меньше весит, занимает меньше места, и не имеет дверей с прочным стеклом и замком. Угонщики часто даже не заводят байк, а просто укатывают его, грузят на прицеп или в фургон. А более легкую мототехнику (например, скутеры весом 80-120 кг или легкие мотоциклы) вполне реально даже унести втроем или вчетвером, если дело происходит в безлюдном месте.
Поэтому средств защиты от кражи сравнительно немного, и применять желательно сразу несколько.
Электронные средства защиты
Для мотоциклов они не слишком эффективны, и реально помочь могут разве что против не очень умелых преступников и хулиганов. Но дополнительные сложности угонщикам создать все-таки могут, поэтому их упоминаем тоже.
Иммобилайзер
Степень защиты: 2 / 10
Иммобилайзер блокирует работу электроцепей байка, если его попытаются завести «чужим» ключом. На большинство мотоциклов, выпускаемых с конца 2000-х, иммобилайзеры уже ставятся штатно. Если его нет в комплекте или хочется более надежной защиты — иммобилайзер можно установить отдельно.
Можно ли обойти:поскольку угонщики редко уезжают на мотоцикле, а чаще укатывают его, не заводя мотор — иммобилайзер от угона помогает слабо.
Сигнализация
Степень защиты: 6 / 10
Простые сигнализации только включают сирену, которая привлекает внимание к мотоциклу и угонщикам. Но лучше брать более дорогие гаджеты: они могут и включить сирену, и отправить оповещение владельцу на брелок или смартфон. Сигнализация может срабатывать от датчика наклона, движения, удара или открытия кофра.
Из минусов — есть вероятность случайного срабатывания: сирена может включиться от сильного порыва ветра или вибрации. Например, от проезжающего рядом автомобиля или громкого шума от строительной техники.
Можно ли обойти: да, сигнализация только оповещает владельца. Но если мотоцикл паркуется на частной территории или из двора многоквартирного дома, где хозяин может выглянуть в окно и заметить угонщиков — сигнализация полезна.
GPS-маяк
Степень защиты: 6 / 10
От угона не спасает, но позволяет отследить, куда увезли байк. Также маяк может отправить сообщение владельцу, если мотоцикл сдвинется с места стоянки — то есть, можно будет сразу заметить факт угона. Для работы маяка нужно купить SIM-карту, через которую будут отправляться сообщения и отслеживать координаты.
Можно ли обойти:да, маяк можно «заглушить». Также на мотоцикле не так много мест, куда можно незаметно спрятать гаджет. Поэтому преступники могут заметить его и снять.
Механические средства защиты
Наиболее действенные меры. В основном заключаются в том, что мотоцикл к чему-то прикрепляется. Тихо и незаметно снять такую защиту в большинстве случаев не получится.
Замок на рычаги
Степень защиты: 1 / 10
Конструктивно это небольшой замок, который зажимает рычаг тормоза или сцепления и не дает его разжать.
Можно ли обойти:можно легко и негромко сломать даже обычным молотком, и от укатывания или погрузки байка он не поможет.
Цепь или скоба на колесо
Степень защиты: 3 / 10
Вешается на переднее или заднее колесо и не даёт ему поворачиваться — а значит, мотоцикл нельзя будет укатить.
Можно ли обойти:цепь можно перекусить или перепилить. К тому же, мотоцикл все равно можно поднять и увезти или унести.
Цепь к забору
Степень защиты: 5 / 10
Принцип такой же, как и с велосипедом: мотоцикл пристегивается — за раму, вилку или колесо к какому-то объекту, который сложно сломать. Например, к забору, столбу или парковочной скобе.
Можно ли обойти:да, крепление можно перекусить перепилить болгаркой. А ещё можно повредить конструкцию, к которой прикреплен байк — например, спилить забор или снять переднее колесо.
Блокиратор руля
Степень защиты: 5 / 10
В некоторых мотоциклах есть штатный блокиратор руля. Если его активировать, руль нельзя будет повернуть. Поэтому укатить байк если и получится, то только туда, куда «смотрит» переднее колесо.
Установить такую защиту отдельно, если ее нет с завода, вряд ли получится: это и сложно, и недешево. Поэтому нужно посмотреть в характеристиках байка: есть ли у него такой блокиратор, и если есть — как его активировать.
Можно ли обойти:да, большинство блокираторов можно сломать, если сильно надавить на руль. Также он не мешает погрузить байк в прицеп или фургон.
Замок на тормозной диск
Степень защиты: 10 / 10
Небольшой замок, который крепится на тормозной диск и блокирует колесо (а значит, байк уже не получится укатить). Есть замки с сигнализацией и срабатыванием по сенсору — например, от вибрации или изменения положения мотоцикла. То есть, любые попытки сдвинуть мотоцикл с места включают сирену.
Замок легко крепится и снимается даже одной рукой, и даже в легкой мотоперчатке. Поэтому он подходит не только для охраны на длительное время, но и для коротких остановок (например, чтобы зайти в кафе или магазин).
Можно ли обойти:срезать такой замок в теории можно, но только с помощью болгарки, которой придется работать под вой сигнализации.
Небольшой желтый блок на тормозном диске не бросается в глаза
Тюнинг
От угона тюнинг не защитит, но зато интерес угонщиков вполне может снизить. Необычный внешне байк сложнее и незаметно увезти, и продать целиком (особенно в том же регионе или в соседних). После угона все приметные аксессуары придется убирать — а это снижает «прибыль» преступников и отнимет время.
Поэтому любые «косметические» работы — аэрография, перетяжка сидений, подсветка, кастомный руль, необычные фары, более крупные колеса и так далее — это плюс к защите.
Чехол
Чехол тоже опосредованно помогает от угона:
скрывает мотоцикл от внимания угонщиков — особенно от тех, кто может решиться на угон без подготовки, просто увидев байк в безлюдном месте;
отнимает дополнительное время у угонщиков, особенно если застегивается на несколько ремешков;
мешает подготовиться к угону (байк без чехла, сначала могут осмотреть, чтобы найти противоугонную защиту).
Выбор и защита места парковки
Очень важный пункт, от которого во многом зависит то, обратят ли угонщики внимание на мотоцикл, или решат поискать цель полегче. Байк должен стоять в месте, где его будет видно как можно большему количеству людей, под камерами наблюдения, а в идеале — еще и на охраняемой территории.
Правильный выбор места парковки
Чаще всего мотоциклы крадут из дворов многоквартирных домов — если у байка нет сигнализации и прочих защитных средств, и его можно быстро и тихо укатить. Но возможно, что и противоугонная защита не спасет.
Поэтому оставлять байк лучше в закрытом месте, в идеале — с видеонаблюдением и сторожем с тревожной кнопкой. Правда, такой парковки рядом с домом может не оказаться.
Вместо открытой парковки поблизости может быть свободный гараж. В гараже байк не привлечет случайное внимание, а еще там можно установить больше средств защиты (сигнализация на ворота, видеонаблюдение, крепеж в пол). Но с другой стороны, если угонщики тихо проникнут внутрь, то смогут спокойно разобраться с противоугонными системами.
А владельцы частных домов могут оставлять байк прямо во дворе. В этом случае подойдет освещенное место, видное из окон. Или наоборот: место, которое не просматривается с улицы — чтобы мотоцикл не привлекал внимания.
Стационарный крепеж в пол
Если место парковки одно и то же и принадлежит владельцу байка — на нем можно установить стационарный крепеж. Колесо байка устанавливается в этот крепеж или цепляется к нему (если это петля). Закрепленный мотоцикл нельзя сдвинуть с места.
Обойти такое решение реально: скорее всего, крепеж можно будет распилить или перекусить. Но это дополнительное время и шум.
Видеонаблюдение
Если байк стоит в гараже или на придомовой территории, на него можно направить камеру видеонаблюдения. На камере должно быть с оповещение по датчику движения: если в кадре возникнет движение, на телефон владельцу придет уведомление. Сейчас в продаже есть много подходящих недорогих камер, в которых есть все необходимое: мобильное приложение, датчик движения, ночная съемка, подключение к Wi-Fi. Популярный пример — Xiaomi Mijia 360.
Подключение места парковки к пульту охраны
Актуально, если:
мотоцикл хранится в гараже;
байк стоит дорого;
в гараже есть другое ценное имущество.
Коротко
Действенная защита от угона для длительной стоянки (например, на зиму) — установить сигнализацию с обратной связью на брелок или смартфон, GPS-маяк, и выбрать охраняемую платную парковку. В идеале — с креплением, к которому можно будет пристегнуть байк цепью.
Для ночной парковки обязательна сигнализация с обратной связью, блокиратор руля (активировать каждый раз) и цепь или скоба, пристегнутая к опоре. Также желательно держать байк в чехле и ставить блокиратор тормозного диска.