История индийского производителя Bajaj: от сахарного завода до крупного бренда мототехники — Bajaj — официальный дилер в Москве

История индийского производителя Bajaj: от сахарного завода до крупного бренда мототехники

Еще 10 лет назад о бренде Bajaj в России мало кто знал. Но уже в 2022 году он занял первое место в российском рейтинге продаж, обогнав BMW.

Поскольку этот бренд стал таким популярным в России, покупателям интересно узнать о нем больше. Расскажем подробнее о том, как появилась и выросла компания.

Дилеры Bajaj есть во всех крупных городах, а моделей в продаже больше десятка

Коротко о бренде

  • Когда основан: 1926.
  • Где основан: материнская компания Bajaj Group создана в Мумбаи. Но главный офис подразделения Bajaj Auto, которое выпускает мотоциклы, базируется в Пуне.
  • Где находятся производства: всего у Bajaj 4 завода в Индии — в Чакане, Валудже, Аурангабаде и Пантнагаре. В Пуне работает научно-исследовательский центр. 
  • Кем основан: Джамналал Баджадж. Сейчас семья Баджадж входит в десятку богатейших в Индии. 
  • Что выпускает: автомобили, спецтехнику, скутеры, моторикши, мотоциклы, запчасти к своей технике.
  • Когда появился в России: 2015.
  • Что продает в России: мотоциклы.
  • Место в мире: четвертое по объемам производимой техники после Honda, Yamaha и Hero. И первое в мире по капитализации — в 2021 году капитализация Bajaj Auto превысила $13.6 млрд. 

Теперь углубимся в историю и расскажем, как компания Bajaj превратилась из сахарного завода в одного из крупнейших в мире производителей мототехники.

1910-1940-е годы: заводы Bajaj производят хлопок и сахар

В 1905 году 16-летний Джамналал Баджадж унаследовал бизнес-империю приемного деда, который был богатым торговцем хлопком. Джамналал продолжил семейное дело, но кроме хлопка стал инвестировать и в другие отрасли. 

В 1926 он создал компанию и назвал ее своей фамилией: Bajaj Factories. Именно она позже превратится в один из крупнейших в мире конгломератов, в который войдет 40+ компаний. Изначально же Bajaj Factories занималась переработкой хлопка и сахара.

1940-1970-е годы: Bajaj переключается на импорт мототехники

В 1945 году старший сын основателя — Камалнаян — создал компанию Bachraj Trading Corp. Сначала она занималась импортом двух- и трехколесного транспорта в Индию. 

В 1959 тогда компания получила лицензию на производство скутеров Piaggio Vespa по лицензии. Эти скутеры быстро стали популярными в Европе из-за необычного дизайна. А в 1960 компанию переименовали в Bajaj Auto — это название сохранилось по сей день.

За 10 лет с конвейеров сошел 1 млн скутеров Vespa

1970-2000-е годы: старт производства своей мототехники

В 1970 году компания Bajaj Auto начала выпускать собственные мотоциклы, мопеды и рикши — популярные в Азии двух- или трехколесные повозки, которые обычно используют в качестве такси.

Первым бестселлером на индийском рынке стала копия скутера Vespa, которую назвали Bajaj Chetak. Ее выпускали треть века — до 2006 года. 

Мопеды и рикши Bajaj начали экспортироваться в Нигерию, Судан и Бангладеш. К началу 80-х годов ежегодно с конвейеров сходили сотни тысяч единиц техники. 

В 1984 Bajaj Auto получила крупный контракт с известным мото-брендом — японским Kawasaki. Вместе они начали выпускать мотоциклы Kawasaki Bajaj КВ 100 и Kawasaki Bajaj КВ 125, а чуть позже — популярные Kawasaki Ninja. К тому времени объемы производства дошли до полумиллиона единиц в год. 

К 1990-х годам бренд  Bajaj Auto стал узнаваемым во всей Азии. Но его байки занимали только бюджетный сегмент и считались не экологичными. Ситуация изменилась в 1999 году, когда компания начала выпускать премиум-байк Kawasaki Bajaj CBZ. 

Сотрудничество Bajaj и Kawasaki продлилось до 2016 и оказалось полезным для обоих брендов. Bajaj быстро захватили рынок малокубатурных мотоциклов в Индии, а Kawasaki потеснили конкурентов — Yamaha и Honda, — у которых к тому времени уже были популярные и недорогие байки.

С 2000-х по сегодняшний день: экспансия за пределы Азии

К 2000-му году у Bajaj Auto было уже 17 моделей своих мотоциклов. В 2003 появились линейки Pulsar и Boxer, которые выпускаются и по сей день.

Модель Bajaj Pulsar 180 2005 года

В 2007 компания Bajaj Auto купила 49% акций австрийского мото-производителя KTM. Австрийцы получили возможность дешево производить свои байки в Индии. А у Bajaj Auto появился доступ к технологиям: бренд KTM начал выпускать мотоциклы почти на 20 лет раньше, поэтому собрал больше опыта. 

В 2017 году Bajaj Auto начали сотрудничать с одним из старейших мото-брендов в мире — шведским Husqvarna. Индийские заводы производят для него две премиум-линейки. А в 2020 к списку партнеров добавился британский Triumph Motorcycle. Совместно с ним Bajaj будет выпускать линейку среднеразмерных байков и для Индии, и для импорта за рубеж. 

В 2024 году мотоциклы Bajaj продаются более чем в 70 странах на шести континентах: Азии, Европе, Австралии, Африке и обеих Америках.

Какие мотоциклы Bajaj продаются в России

Bajaj привозит в Россию 11 моделей разного класса — от недорогих простых и до мощных и быстрых. Расскажем вкратце о каждой линейке: 

Bajaj Boxer. Линейка, созданная для плохих индийских дорог, очень хорошо вписалась и в российские реалии. Это недорогие байки с малокубатурными двигателями, на которых можно ездить и по городу, и по легкому бездорожью. В России продается четыре версии: 100-кубовая, 125-кубовая, 150-кубовая в комплектации для города, и 150-кубовая в комплектации для бездорожья. У всех Boxer увеличен клиренс, есть прочная крупная багажная площадка, а в комплектацию входят защита цепи, грязезащита перьев вилки и крупные крылья.

Bajaj Pulsar. Легкие и быстрые Pulsar выпускаются уже больше 20 лет. В России продается четыре версии: со 125-кубовым мотором для начинающих райдеров, экономичная и недорогая 180-кубовая модель, 200-кубовая с 6-ступенчатой КПП и более широкими колесами, и самая мощная — 250-кубовая, с двухканальной ABS. Любой Pulsar идеально подходит для тех, кому нужен простой в управлении, недорогой байк в первую очередь для города.

Bajaj Avenger. Стильный круизер с классическим дизайном. За счет небольших для своего класса размеров и веса он хорошо подходит для города: на Avenger можно проехать сквозь пробку и найти место на плотно заставленной парковке. А за счет длинной колесной базы, вертикальной посадки и просторного сиденья на нем можно отправиться в дальнее путешествие.

Bajaj Dominar. Два мощных байка с 250-кубовым или 400-кубовым мотором. Это классические городские нейкеды со стильным броским дизайном. Надежные и недорогие в обслуживании. У обоих моделей есть двухканальный ABS, автоматическое переключение ближнего/дальнего света, четыре режима светового пучка фар и регулируемая задняя подвеска. На Bajaj Dominar можно ездить как в спортивном стиле, наклонившись к бензобаку, так и с вертикальной посадкой — чтобы меньше уставать в долгой поездке.

Где купить мотоциклы Bajaj в России

Официальный дилер Bajaj в Москве и Московской области — сеть салонов ATVARMOR. Мы доставляем мотоциклы по всей России, в Москву и МО привезём бесплатно. 

Вы можете заказать мотоцикл через сайт, по телефонам +7 969 777 39 20 (Москва) или +7 969 777 39 71 (Подольск), или приехать к нам лично. Менеджер расскажет подробнее о заинтересовавших вас моделях и поможет выбрать лучший байк для ваших целей.